«Запад-Восток»: вечное противостояние и сотрудничество

4 м.   |  2019-02-25

Границы между цивилизациями Западного и Восточного миров проходят не столько по географическому, сколько по принципу культурного и философского мировоззрения. В отличие от многих современных государств, которые имеют историю длиною всего в несколько веков или даже десятилетий, Китай является одним из древнейших государств мира. К числу таких государств мы можем отнести Индию и Иран, Грецию и Армению, а также ряд стран Старого Света и Передней Азии, которым спустя тысячелетия удалось сохранить не только свою национальную идентичность, но и государственность в виде самостоятельного субъекта на политической карте современного мира. Такие государства, ввиду определенной «зрелости», несколько иначе воспринимают время. В своих внешнеполитических действиях они более осторожны и латентны, а во внутригосударственных процессах – утверждают национальные стратегии на долгие годы вперед, воспринимая ближайшие 25-30 лет как краткосрочную перспективу.

Многими политическими и экономическими экспертами Западного мира вплоть до наших дней не полностью воспринята и изучена философия китайской цивилизации. Многотысячелетний опыт построения государственности стал крепким фундаментом для современного КНР, который является наследником всего того, что имеет какую-либо связь с историей Поднебесной. Удивительно, но если страной правили чужеземные народности, к примеру, монголы при династии Юань или маньчжуры при династии Цин, китайцы считают их «своими». Интересно, ведь едва ли найдется армянин, который назовет римских, арабских или османских завоевателей «своими».

В современном мире вследствие кардинальных «возрастных» различий и, соответственно, иного восприятия времени, между «молодыми» и «зрелыми» государствами возникают определенные разногласия, такие же, как, например, между подростками и взрослыми в повседневной жизни в наших семьях или вокруг нас. В качестве цивилизационного примера акцентируем внимание на двусторонних отношениях между США и КНР. Данные государства являются ведущими геополитическими конкурентами за военно-политическое, экономическое и культурное доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). На сегодняшний момент Азиатско-Тихоокеанский регион включает в себя до 40% мирового ВВП и около 60% мирового товарооборота [1], а, по мнению ведущих аналитиков в области экономики, к 2030 году ожидается рост ВВП стран АТР от общемирового до 70% [2]. Темпы прироста экономических показателей этого наиболее динамично развивающегося региона ежегодно (в частности 2016-2018гг.) оцениваются в более чем 5% [3]. Помимо этого, развивающиеся и развитые государства АТР являются крупнейшими экспортерами и импортерами высоких технологий.

П опытки предыдущей администрации США во главе с Президентом Б. Обамой установить новый мировой порядок, в котором ведущими глобальными акторами стали бы Вашингтон и Пекин, несомненно, под определенным предводительством Соединенных Штатов, не увенчались успехом. Американцы натолкнулись на несговорчивость Пекина в вопросах формирования нового миропорядка по принципу американо-китайского дуумвирата [4]. Несмотря на все популистские предвыборные лозунги, новая администрация США во главе с Президентом Д. Трампом продолжает политику «по сдерживанию» Китая. Начатая с июля 2018г. взаимная торговая война между Вашингтоном и Пекином не привела к разрыву масштабных экономических отношений между двумя государствами, товарооборот между которыми к концу 2017г. превысил отметку в $700 млрд [5]. В этой связи будет уместно напомнить одну народную мудрость: «Держи друзей близко, а врагов еще ближе». Полагаем, что следующие три столпа кажутся наиболее вероятными инструментами политики Вашингтона в рамках подхода по «сближению» с Пекином:

-  использование АТЭС и других региональных саммитов для налаживания доверительных отношений между двумя странами;

- приложение больших усилий в переговорах по «Двустороннему инвестиционному договору» (BIT);

-  отказ от «Транстихоокеанского партнерства» (TPP) для налаживания двусторонних отношений с Пекином.

Большинство стран Восточной и Юго-Восточной Азии будут продолжать полагаться на Вашингтон, как на главного гаранта региональной безопасности, а на Пекин, как на стремительное экономическое развитие. По этой причине для Вашингтона необходимо, чтобы между Пекином и его региональными соседями сохранялась некая политическая напряженность, чтобы данные страны продолжали видеть именно США в качестве «гаранта региональной безопасности». Полагаем, что, несмотря на отказ от TPP, Вашингтон,сохраняя свой беспрецедентный военный потенциал в регионе, продолжит укрепление и развитие давних политических и экономических двусторонних отношений со всеми странами, которые ранее заявили о своем желании присоединиться к «Транстихоокеанскому партерству».

Развитие мировой экономики и торговли все в большей степени зависит от положения дел в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где в последние годы происходят экономические сдвиги планетарного масштаба. Этот регион станет новой ареной межцивилизационного соперничества между Западным и Восточным мирами. Учитывая тот факт, что Китай является ключевым торгово-экономическим партнером США, Вашингтон не может вводить односторонние военно-политические и экономические санкции, прибегая тем самым к непосредственной конфронтации с Пекином, что приведет к серьезным проблемам для самих американцев. В этой связи, наиболее прагматическим решением вопроса «сдерживания» Китая является втягивание последней в региональный конфликт с ее соседями из-за спорных территорий, в частности таких островов, как Тайвань, Спратли/Коралловые острова, Парасельские острова или Дяоюйдао/Сенкаку. Впрочем, необходимо учитывать прагматичность самих китайцев, правящая власть коих вплоть до наших дней следует заветам Конфуция. В силу этой и ряда других причин, Вашингтону будет нелегко реализовать такой сценарий.


[1] Asia-Pacific now accounts for 60% of world economic growth, https://www.publicfinanceinternational.org/news/2017/04/asia-pacific-now-accounts-60-world-economic-growth-adb-says, 15.02.2019

[2] World GDP Forecasts for 2030, https://www.nextbigfuture.com/2019/01/world-gdp-forecasts-for-2030.html, 17.02.2019

[3] Asia's Dynamic Economies Continue to Lead Global Growthhttps://www.imf.org/en/News/Articles/2017/05/08/NA050917-Asia-Dynamic-Economies-Continue-to-Lead-Global-Growth, 18.02.2019

[4] Barack Obama U.S. China relations,  https://www.washingtonpost.com/graphics/national/obama-legacy/relations-with-china.html, 18.02.2019

[5] The office of the US Trade representative https://ustr.gov/countries-regions/china-mongolia-taiwan/peoples-republic-china, 18.02.2019